AUDIO & VIDEO последнее обновление 12.12.07 |
История гамбургских лент           В нынешнем году исполняется 20 лет со дня выхода напластинках знаменитых гамбургских записей БИТЛЗ. То есть знаменитыми онистали потом, а на протяжении многих лет большинство битломанов вообще неподозревало об их существовании. А те, кто знал, и не надеялись, что историческаямагнитофонная лента могла сохраниться.           Записывая выступление ливерпульской четверки в конце декабря1962 года в гамбургском клубе "Star", земляк битлов певец Тед"Кингсайз" Тейлор (Ted Kingsize Taylor) не мог знать, какую услугуон оказывает миллионам будущих битломанов и истории. Сейчас трудно сказать,чем руководствовался Тейлор - может, просто решил оказать коллегам услугу,а может, им владел лишь трезвый коммерческий расчет - желание "загнать"потом запись кому-нибудь? Здесь можно было бы ввернуть, конечно, какую-нибудьвыигрышную фразу типа "Уже тогда Тед Тейлор смог распознать в простыхливерпульских парнях огромный потенциал..." Но это будет неправдой:он записывал и две другие английские группы - CLIFF BENNETT AND THE REBELROUSERS и свою собственную DOMINOS. Факт остается фактом: друг ТейлораАдриан Барбер по просьбе последнего свыше часа простоял у края сцены душногои шумного кабака с микрофоном в руке, фиксируя на магнитофон "Грюндиг"выступление БИТЛЗ, в результате чего на пленку легли 30 песен в исполнениилегендарного квартета.           Тейлор предложил запись менеджеру БИТЛЗ за 20 фунтов стерлингов,но получил отказ: по мнению Брайена Эпштейна, ценности она не представляла.После этого "гамбургские ленты" исчезли с музыкального горизонтана целых 15 лет.           В 1972 году Аллан Уильямс, являвшийся импрессарио квартетадо Эпштейна (и организовавший коллективу первые поездки в Гамбург), случайновстретил знакомого инженера звукозаписи, которому, как он помнил, многолет назад и были переданы эти записи. К своему огромному удивлению и радостиУильямс узнал, что, по всей вероятности, эти записи сохранились. И онидействительно нашлись - в неком заброшенном офисе под грудой мусора. Уильямснадеялся, что теперь, через несколько лет после распада БИТЛЗ, выпуск альбомасо старыми концертными номерами вызовет интерес как у стареющих, так иподрастающих битломанов. И бывший менеджер ливерпульской четверки сталискать покупателя. Прежде всего он, вполне естественно, решил обратьсяк самим БИТЛЗ. Леннон в этом время воевал за океаном с американскими иммиграционнымивластями, у МакКартни сложились с бывшими коллегами довольно сложные отношения.Оставались Харрисон и Ринго Старр. "Гамбургские записи" былипредложены им за 5 тысяч фунтов, но, возможно, вследствие того, что фирмабитлов "Apple" испытывала в тот период финансовые трудности,музыканты отказались.           В конце концов покупатель нашелся в лице музыкальногопредпринимателя Поля Марфи. Началась кропотливая работа по восстановлениюпленки. Оригинальную монозапись перевели в 16-дорожечную. По сообщениям,реставрация обошлась в 50 тысяч фунтов. (Необходимо отметить, что существуети несколько иная версия истории обнаружения и восстановления "гамбургскихзаписей". Английский музыковед Джон Тоблер пишет в биографии БИТЛЗ,что инициатором поисков и продажи лент был сам Тейлор).           Как бы там ни было, 8 апреля 1977 года двойной альбомвыступления БИТЛЗ в клубе "Star" вышел в Западной Германии нафирме "Беллафон". Он содержал 26 концертных номеров (4 песнибыли забракованы из-за чрезвычайно низкого качества звучания). Узнав обэтом, участники квартета попытались предотвратить выход пластинок в Англиии обратились в суд. Почему? Вероятнее всего, не хотели, чтобы такая несовершеннаяи в музыкальном, и в техническом отношении запись дошла до публики. ОднакоВерховный суд отклонил жалобу на том основании что а) на обложке альбоманаписано, что это старые записи, а значит, они представляют скорее исторический,чем художественный интерес (надпись на конверте альбома гласила: "Этоуже история... Концерт БИТЛЗ! В клубе "Стар". Гамбург. Германия.1962".); б) обращаться в судебные инстанции надо было раньше, не дожидаясь,когда диски будут готовы к выпуску.           Итак, 25 мая 1977 года "гамбургские записи"появились на прилавках английских музыкальных магазинов. Неделю спустяони попали на 29-е место альбомного хит-парада журнала "New MusicalExpress", еще через неделю поднялись до 27-го места, после чего исчезлииз списков популярности. Относительный неуспех дисков можно объяснить отчаститем, что за три недели до описываемых событий в Англии появился другойконцертный диск БИТЛЗ - "The Beatles At The Hollywood Bowl",техническое качество которого, да и подбор песен были несравненно лучше.           Американская публика фактически проигнорировала архивныезаписи легендарного квартета: альбом оставался в хит-параде 7 недель, однакоподнялся лишь до... 111-го места (журнал "Billboard").           Запись в Гамбурге, как было сказано выше, датируется декабрем1962 года. Точная дата не установлена, но поскольку в одной из пауз междупеснями Леннон кричит: "Рождество приходит раз в год и все радостьнам несет...", можно утверждать, что выступление состоялось в двадцатыхчислах. К этому времени состав БИТЛЗ окончательно стабилизировался - послеухода из группы летом 1961 года первого бас-гитариста Стюарта Сатклиффана басу стал играть МакКартни, а 18 августа 1962 года за ударные вместоПита Беста впервые сел Ринго Старр.           "Гамбургский альбом" дает возможность окунутьсяв атмосферу прокуренного и тесного ночного клуба, где под звон бокалови пьяные разговоры оттачивали свое мастерство четверо талантливых музыкантов.Эти пластинки интересны еще и тем, что на них звучат ранние версии песен,получивших позднее на альбомах БИТЛЗ всемирную известность, - "I SawHer Stranding There", "Twist And Shout", "Ask Me Why","Roll Over Beethoven", "A Taste Of Honey" и др. Любопытно,что в двух песнях ("Ве-Bop-A-Lula" и "Hallelujah I LoveHer So") солирует... официант Хорст Оббер (Horst Obber). СкромныйРинго исполнил лишь одну композицию - "Matchbox".           С тех пор уникальные записи неоднократно переиздавалисьв различных вариантах под разными названиями и, несомненно, заняли своеместо как в истории, так и в дискографии легендарного британского квартета. Игорь МАТВЕЕВ
|
Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2007 - Mehanik |