AUDIO & VIDEO последнее обновление 12.12.07 |
"Yesterday" -- уже 35... а как будто "вчера"!           Юбилеев песен отмечать вообще-то не принято. Но в данном случае речь идет о совершенно особенной песне - композиции, побившей все мыслимые и немыслимые рекорды популярности, мелодии, простите за пафос, перешагнувшей границы всех стран и континентов и одинаково любимой как поклонниками популярной музыки, так и приверженцами классики.           Ну, разумеется, это мы о "Yesterday", песне, увидевшей свет ровно 35 лет назад на пятом альбоме BEATLES "Help" 6 августа 1965 года.           Как ни странно, самая битловская из всех битловских композиций записана единолично Полом МакКартни - Джон, Джордж и Ринго в записи не участвовали: продюсер квартета, Джордж Мартин, по его словам, не видел, что мог бы делать в этой песне Ринго со своим барабанами или мощные электрогитары. Зато помимо акустической гитары, на которой играл Пол, к аккомпанементу был подключен струнный квартет. Имена его участников история, по-видимому, не сохранила, по крайней мере, в обширной литературе, посвященной ливерпульской четверке, они не встречаются. Запись "Yesterday" состоялась где-то в конце мая - начале июня 1965 года, точная дата опять-таки забыта. "Вчера" является сочинением одного МакКартни, хотя на пятачке диска красовалось традиционное "Леннон-МакКартни". Как вспоминал Д. Мартин, стоял даже вопрос, не обозначить ли исполнителем этой песни одного МакКартни, но импрессарио ВEATLES Брайен Эпштейн не согласился. На второй части "Антологии" квартета имеется демо-версия композиции, где ясно слышно, как Пол инструктирует своих коллег насчет ее аккордов; несомненно, вначале он планировал записать песню с группой.           Как родилась знаменитая мелодия? "Как-то утром я проснулся и пошел к пианино, - рассказывал Пол. - И знаете, просто начал наигрывать. И пришел этот мотив. Потому что так обычно получается, знаете, так приходят мелодии. Но я не мог придумать какие-то слова к ней, поэтому первоначально назвал ее "Scrambled Egg". Пару дней у нее и оставалось такое название. Потом я подумал: "Yesterday", и слова начали приходить, и у нас вышла песня".           Похоже, что композицию взяли в свой репертуар едва ли не все выступавшие в те времена исполнители популярной музыки - вокалисты, вокалистки, группы и оркестры. К декабрю 1967-го существовало уже 450 кавер-версий песни (по данным биографа BEATLES Хантера Дейвиса - только 119). На начало 70-х гг. пунктуальная Книга рекордов Гиннеса утверждала, что эта цифра равнялась 1186! Среди исполнителей легендарной композиции - Frank Sinatra, Tom Jones, Brenda Lee, Cilla Black (землячка "битлов"), Marianne Faithfull (подруга Джаггера), масса негритянских исполнителей - Ray Charles, Dionne Warwick, Marvin Gaye, Smokey Robinson, группы TEMPTATIONS, SUPREMES, оркестры Акера Билка, Френка Пурселя и др. (Давайте любопытства ради помножим длительность песни - 2 мин. - на количество исполнителей. Получается фантастическая цифра, равная 39,5 часам! Чтобы прослушать все известные версии "Yesterday", понадобится, таким образом, более полутора дней, а то и больше, учитывая, что многие интерпретации превышают 2 минуты!)           И как вы думаете, сколько каверов попало в международные хит-парады из этого моря интерпретаций? Вы будете смеяться, но всего... 3 (прописью: три). Правда, надо учитывать, что многие записывали эту композицию на альбомах, а не на синглах. Счастливчиками стали англичанин Мэтт Монро (Matt Monro), версия которого поднялась до 8-го места в Англии осенью 1965 года, Марианн Фейтфулл (36-е место) и Рэй Чарльз (44-е в Англии и 25-е в США в конце 1967-го). О последней версии в одном из своих интервью уважительно отозвался Джон Леннон.           Мало кто знает, что был и русскоязычный вариант "Вчера", великолепно исполненный певцом Эмилем Горовцом. Русский текст (очень близкий к оригиналу) был написан Марком Подберезским. Между прочим, ему принадлежит и перевод многих других сочинений BEATLES - "A Hard Day's Night", "Lady Madonna", "Back In The USSR" и др.:           Я вчера           Огорчений и тревог не знал,           Я вчера еще не понимал,           Что жизнь - нелегкая игра...           После эмиграции Горовца в США его имя вычеркнули из советской эстрады. В моем архиве сохранилась гибкая пластинка этого певца с "Yesterday", выпущенная нашей "Мелодией" где-то в 1968-1970 гг. На обложке этого "гибкого раритета" напечатан текст песни, причем автором композиции указан... Д. Леннон. Инструментальную версию "Yesterday" примерно в то же время записала советская группа НОВЫЙ ЭЛЕКТРОН.           Тогда, в 1965-ом, фирма EMI не выпустила суперкомпозицию МакКартни на сингле в Англии. Причины этого Пол объяснял тем, что ВEATLES были все же рок-группой и просто "постеснялись" издать сорокапяткой балладу на родине. Зато во многих других странах - США, Норвегии, Бельгии, Гонконге, Финляндии - "Yesterday", выпущенная на малой пластинке, поднялась до вершины хит-парадов. Мировой тираж ее превысил два с половиной миллиона экземпляров; на США пришелся 1 миллион 800 тысяч от этой цифры. Только весной 1976 года EMI заново выпустила все 22 сингла группы, добавив к ним и бессмертное сочинение МакКартни. Сорокапятка поднялась до 8-го (по другой статистике - 5-го) места в Англии - наивысшая позиция среди всех их переизданных 23-х малых дисков.           После появления "Вчера" без нее не обходился уже ни один концерт квартета (а позднее - и сольные выступления МакКартни). Обычно Пол исполнял свое творение, единолично аккомпанируя себе на ритм-гитаре. Сохранились, однако, любопытные кадры выступления ВEATLES в Токио (июль 1966-го), где Пол поет "Yesterday", подыгрывая себе на бас-гитаре, Харрисон аккомпанирует на ритм-гитаре, а Ринго "подстукивает" на ударных (!) (Леннон почему-то ни разу не попадает в кадр).           В 1984 году Пол МакКартни записал новую версию своего шедевра (впрочем, очень похожую на старую) для фильма "Give My Regards To Broad-Street". В записи участвовали: Пол (акустическая гитара и вокал), Ринго (ударные) и ансамбль медных духовых инструментов Филипа Джонса.           "Yesterday" прекрасно иллюстрирует истину "Краткость - сестра таланта": в 2-минутной композиции BEATLES смогли сказать больше, чем иным музыкантам удается в многоминутных "творениях". Игорь МАТВЕЕВ
|
Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2007 - Mehanik |